Что такое разбалансировка батарей и как с ней бороться?

Система отопления нуждается в постоянном контроле. Нередко в ней возникают воздушные пробки, которые нарушают ее функционирование и могут стать причиной аварийной ситуации. Чтобы избежать этого, необходимо знать способы, которые помогут спустить воздух из батарей. Благодаря этому можно повысить качество обогрева помещений и устранить неприятные звуки, которые часто появляются в таких случаях.

Как действовать

Большинство квартир пока что подключены к централизованной системе отопления, их владельцы не могут сами регулировать температуру в своих жилых помещениях. Если кто-то из жильцов МКД обнаруживает только слегка теплые батареи в квартире, что нужно предпринять в таком случае?

ВНИМАНИЕ! Организацией жилищно-коммунальных услуг в многоквартирных домах сейчас занимаются Управляющие Компании.

Именно в свою УК нужно обращаться в первую очередь при обнаружении низкой температуры батарей. Температура в квартирах должна отвечать нормам, ответственны за это работники УК:

  • Звонок к диспетчеру УК – первый шаг при плохом отоплении. Можно поручить звонок председателю совета дома. Диспетчер может знать о том, по какой причине плохо работает система отопления в доме или микрорайоне. В таком случае он сообщает причину проблемы и сроки ее устранения.
  • При наличии аварии диспетчер должен сообщить, проводятся ли ремонтные работы, когда они будут завершены.
  •  На устранение аварии отопительной системы в период отопления установлены определенные нормы времени.
  • В месяц из-за аварий отопление может отсутствовать не более 24 часов.
  • Если температура понизилась до 12 градусов, отопление не может отсутствовать более 16 часов.
  • Когда в квартире температура ниже 12 градусов, подключить отопление должны как минимум через 4-8 часов.
  • При нарушении данных норм времени потребители имеют право требовать перерасчет за данную услугу.

Пощупаем, понюхаем

Материалы по теме Можно ли ехать без аккумулятора? Эксперимент «За рулем»

Как проверить состояние батареи? Первым делом убедимся в исправности бортового электрооборудования. Берем в руки электронный тестер и измеряем напряжение на клеммах АКБ при работающем моторе. Оно должно быть примерно 14,0–14,4 В. Если гораздо меньше, дело не в батарее, надо искать причину в генераторе или провóдке.

Напряжение при выключенном двигателе и полностью заряженной АКБ должно составлять 12,6–12,7 В. Для чистоты эксперимента желательно, чтобы этот замер проводился спустя несколько часов после остановки ДВС, иначе показания окажутся завышенными. Если прибор ­покажет 12,3 В или ниже, то батарея явно недозаряжена. ­

Надо попробовать ее зарядить и понаблюдать за дальнейшим поведением. Восстановится — ура, нет — в отставку.

А самая банальная проверка самочувствия АКБ — посмотреть в ее глазок. Однако не все производители его устанавливают, да и толку не очень-то много: он показывает уровень электролита и его плотность лишь в одной банке из шести.

Срок службы батареи зависит от характера поездок, погодных условий и состо­яния автомобиля, но средние показатели — 4–5 лет.

Что делать с заклинившим шаровым краном

Если шаровые краны не вращать годами, то они имеют свойство закисать и заклинивать. В подобной ситуации не пытайтесь решить вопрос физически и не насилуйте «бабочку» пассатижами либо газовым ключом. Она изготовлена из хрупкого сплава и наверняка сломается. Действуйте так:

  1. Открутите фиксирующую гайку и снимите рукоятку типа «бабочка» со штока.
  2. На большинстве подобных вентилей под рукояткой обнаружится гайка, зажимающая пластиковый сальник. Ослабьте ее, повернув ключом на пол-оборота. Если гайки нет, переходите к следующему пункту.
  3. Возьмите разводной ключ либо другое приспособление, позволяющее надежно ухватиться за лыски на штоке. Не прилагая большого усилия, поверните его насколько возможно.
  4. Когда ощутите сопротивление, поворачивайте шток обратно до упора и снова вперед, пытаясь провернуть его еще на несколько градусов. Работайте аккуратно и без спешки!
  5. Разработайте таким образом вращение вентиля на 90°, после чего затяните гайку сальника и установите на место рукоятку.

Разводным ключом можно плотно ухватиться за грани

Что делать с заклинившим шаровым краном

Совет. Если в домашнем хозяйстве найдется аэрозольная смазка WD-40, нанесите ее на шток и обождите 5—10 минут перед вращением.

Будьте вдвойне осторожны, перекрывая батареи закисшими кранами в отопительный сезон. Станете слишком торопиться и прикладывать большое усилие — отломаете металлический стержень или шар, а в худшем случае лопнет корпус вентиля. Из трещины может ударить струя горячей воды, способная вас обжечь. Пока вы спуститесь в подвал и закроете стояк отопления, теплоноситель нанесет ущерб интерьеру комнаты, а сколько стоит сейчас ремонт квартиры, вы примерно догадываетесь.

Если не уверены в своих действиях, — вызывайте мастеров – сантехников. Подробнее о том, чем закрыть заклинивший шаровой кран с целью отключить батареи отопления, рассказано на видео:

Использование экранов-отражателей за радиатором

Пожалуй, самый часто обсуждаемый и противоречивый способ. Из аргументов против чаще всего приводится:

  • сдвиг точки росы или изотермы внутрь помещения;
  • охлаждение стены за радиатором и, как следствие, уменьшение температуры в самом помещении;
Читайте также:  8 приложений для отображения экрана смартфона на компьютере

Давайте попробуем разобраться.

Использование экранов-отражателей за радиатором

Принцип работы экрана-отражателя

Сдвиг точки росы

Тут нужно понимать, что площадь экрана за радиатором значительно ниже площади стены. Именно поэтому оказать хоть сколько-таки сильное влияние на смещение точки росы экран просто не в состоянии. На неё оказывают влияние слишком много параметров. Это и коэффициент теплопроводности ограждающей конструкции (на простом языке – материал стены), и вид утеплителя, и способ его монтажа, и влажность снаружи/внутри и т.д.

Изменение точки росы в зависимости от способа утепления

Охлаждение стены за радиатором

Очень сомнительный довод, прямо вытекающий из пункта выше. Участок стены за радиатором слишком небольшой, чтобы его нагрев/охлаждение оказал сильное влияние на общую температуру в помещении.

Использование экранов-отражателей за радиатором

Так что же тогда? Эффективен ли экран за батареей? В большинстве случаев он всего лишь препятствует расходу тепла на обогрев стены за прибором. Это тепло может быть расходовано более эффективно, но и тут возникает проблема – как его распределить? Если радиатор установлен в нише, да ещё и завешан шторами, то пользы от экрана не будет никакой.

КомментарийСергей ХаритоновВедущий инженер по отоплению, вентиляции и кондиционированию воздуха ООО «ГК «Спецстрой» Задать вопрос«Самый главный эффект от подобного экрана – это сохранение максимально возможного количества тепла в помещении. А вот как вы распределите это сохранённое тепло – уже совсем другая задача.»

 Вывод эффективно, но требует идеальных условий эксплуатации.

Протекает соединение труб

Устранить течь в местах соединения труб можно все теми же самодельными или заводскими хомутами. Если есть разница в диаметре, можно сначала подмотать резиновую ленту, а затем сделать или надеть хомут.

Если соединение резьбовое и капает из-под подмотки, можно на паклю налить спирта, а потом намазать клеем БФ. Он спирторастворимый. Попав на проспиртованную паклю, он разжижается и может затечь внутрь соединения. Потом, когда спирт испариться, клей засохнет, «капель» прекратиться. Но это метод работает, только если у вас именно «капель», а не «фонтан». И еще: такое обработанное соединение потом разобрать очень непросто.

Если есть возможность остановить систему или отключить радиатор (если течь в месте соединения с ним), лучше перепаковать резьбовое соединение. Для этого аккуратно и медленно раскручиваете гайку (контргайку). Ее нужно то отворачивать, то заворачивать. Не прилагайте значительных усилий — велик шанс сломать, и тогда точно придется останавливать систему и все переделывать. Окрутив гайку, снимаете всю паклю или фум-ленту, убираете остатки герметика, в общем, тщательно очищаете резьбу. Протираете ее до чистого состояния, можно обработать обезжиривателем (ацетоном или чистым бензином).

Если течет под контргайкой, ее можно перепаковать

Обратите внимание, что никаких излишков пакли — только немного, а сверху пасту. Берете подмотку и пасту (герметик), наматываете лен и подмазываете все пастой. Теперь можно закручивать

Сначала рукой, потом ключом. Но тут тоже работать нужно аккуратно: сорвать резьбу очень легко. Потому ключ держите не за край, а посередине — так проще рассчитывать усилия. С количеством пакли тоже не перестарайтесь. Если чугуну в принципе, без разницы, сколько подмотки вы накрутите то алюминиевые и биметаллические, а также стальный от большого количества могут треснуть. В коллекторе сначала появляется микротрещина, в которую просачивается вода. Металл разъедает, краска вздувается, секция (или весь радиатор) испорчена

Теперь можно закручивать. Сначала рукой, потом ключом. Но тут тоже работать нужно аккуратно: сорвать резьбу очень легко. Потому ключ держите не за край, а посередине — так проще рассчитывать усилия. С количеством пакли тоже не перестарайтесь. Если чугуну в принципе, без разницы, сколько подмотки вы накрутите то алюминиевые и биметаллические, а также стальный от большого количества могут треснуть. В коллекторе сначала появляется микротрещина, в которую просачивается вода. Металл разъедает, краска вздувается, секция (или весь радиатор) испорчена

Берете подмотку и пасту (герметик), наматываете лен и подмазываете все пастой. Теперь можно закручивать. Сначала рукой, потом ключом. Но тут тоже работать нужно аккуратно: сорвать резьбу очень легко. Потому ключ держите не за край, а посередине — так проще рассчитывать усилия. С количеством пакли тоже не перестарайтесь. Если чугуну в принципе, без разницы, сколько подмотки вы накрутите то алюминиевые и биметаллические, а также стальный от большого количества могут треснуть. В коллекторе сначала появляется микротрещина, в которую просачивается вода. Металл разъедает, краска вздувается, секция (или весь радиатор) испорчена.

Но это все в тех случаях, когда течет резьбовое соединение. Если потек фитинг под пресс (металлопластиковые трубы ), можно попытаться его просто поджать. В случае с медными трубами пройдет вариант только с пайкой. При течи в месте стыка полипропиленовых труб вариант тоже только один — вырезать поврежденный кусок и приварить новый.

Читайте также:  Топ 10 приложений для очистки и ускорения Андроид

Не важно что вы используете. Важен результат

Полезные рекомендации

Если батареи холодные, и наиболее вероятной причиной тому является наличие воздушной пробки, то специалисты не советуют сливать теплоноситель из системы. Наоборот, его постоянная циркуляция будет способствовать удалению воздуха с помощью клапанов сброса.

В индивидуальных владениях в системе отопления есть расширительный бачок. С целью предупреждения возникновения воздушных пробок можно приварить к нижней трубе кран, через который нужно заполнять систему водой.

Также следует учесть, что всякого рода декоративные экраны для отопительных приборов являются в то же время преградой на пути следования теплых воздушных масс. Исключение, пожалуй, составляют изделия из металла, поскольку этот материал обладает хорошей теплопроводностью. Печи для дачи из кирпича своими руками изучайте по ссылке.

Методы балансировки

Выравнивание напряжения элементов лучше всего осуществлять тогда, когда они полностью заряжены. Балансировать АКБ можно посредством пары методик: активной и пассивной. Вторая вариация отличается своей простотой: разряд батареек, требующих балансировки, осуществляют посредством байпасных цепей, обеспечивающих рассеивание мощности. Данные цепи могут находиться в аккумуляторном блоке либо располагаться во внешней плате. Почти вся лишняя энергия от элементов с повышенным зарядом превращается в тепло и это является основным недостатком пассивной методики, ведь происходит сокращение времени работы АКБ без подзарядки. Однако в данном случае, превосходство активного метода не бесплатно: в ход идут дополнительные дорогостоящие компоненты.

Пассивный метод

Как уже было сказано выше — это самый простой способ выравнивания напряжения аккумуляторов. Возьмём за пример плату BQ77PL900, защищающую аккумуляторные блоки в состав которых входит 5-10 последовательно подключённых электронакопителей. Она применяется в инструментах без наличия кабеля, электроскутерах, ИБП и медоборудовании. Данная микросхема может использоваться для обработки аккумуляторного отсека:

Она сравнивает напряжение АКБ с установленными порогами и при надобности, активирует балансировочный режим:

Если напряжение какой-то батарейки превышает установленное ограничение, то процесс подзарядки останавливается, включаются байпасные цепочки. Заряд не возобновится до того момента, пока напряжение элемента не упадёт ниже порогового уровня и процедура балансировки закончится.

Балансировка ориентируемая только на расхождение в напряжении, может не полностью уравновешивать характеристики по причине внутреннего импеданса аккумуляторов (смотрим изображение):

Здесь беда в том, что внутренний импеданс влияет на разность напряжений при подзарядке накопителя. Плата защищающая батареи от дисбаланса не может вычислить, чем конкретно вызвана разность напряжений: отличиями в ёмкости или во внутренних сопротивлениях. По итогу, данная разновидность балансировки не гарантирует, что все элементы получат полный заряд.

Активный метод

По энергоэффективности данная метода переигрывает предыдущий способ, так как для передачи электроэнергии от накопителя-донора к более нуждающемуся компоненту, вместо резисторов применяются ёмкости и индуктивности, у которых минимально возможные потери энергии. Этому методу уместно отдавать предпочтение в тех случаях, когда есть потребность в обеспечении максимального времени функционирования аккумулятора без подзарядки.

За пример можно взять микросхему BQ78PL114, в основе которой лежит технология PowerPump. Её работа приведена на рисунке ниже:

Энергетические потери при этом не существенны и в основном происходят в дросселе и диоде. Плата BQ78PL114 может предложить пользователю три балансировочных алгоритма:

1. По напряжению на выводах аккумулятора. Данный способ имеет схожесть с пассивной вариацией описанной ранее.

2. По напряжению холостого хода. Этот способ подразумевает компенсацию различия во внутренних сопротивлениях элементов.

3. По заряду АКБ. В данном случае будет точно высчитываться заряд, требуемый для передачи от одной батарейки к другой. Выравнивание осуществляется в конце заряда, а применение этого балансировочного алгоритма обеспечивает самый лучший результат.

По причине высоких балансировочных токов, PowerPump является более эффективной, чем обыкновенная балансировка пассивной разновидности. Технология имеет большие возможности по балансировке: процесс может осуществляться когда батарея заряжается, разряжается и даже тогда, когда компонент с которого берётся энергия, имеет в своём распоряжении меньшее напряжение, чем АКБ принимающая электричество. Поэтому, если сравнивать с пассивной методой, то энергии будет теряться намного меньше.

Как включить показ времени работы от батареи в Windows 10

Предыдущие версии Windows показывали, сколько времени работы осталось от аккумулятора, в Windows 10 по умолчанию на индикаторе заряда отображается лишь оставшийся процент заряда. Тем не менее, возможность включить отображение ожидаемого времени работы от батареи остается.

В этой инструкции о том, как самостоятельно сделать так, чтобы при подведении указателя мыши к значку батареи в области уведомлений Windows 10 можно было увидеть ожидаемое время автономной работы от аккумулятора. Также может быть полезно: Что делать, если пропал индикатор батареи в Windows 10, Как получить отчет о батарее ноутбука в Windows 10.

Примечание: прежде чем выполнять описанные далее изменения, проверьте, возможно ваш ноутбук уже показывает оставшееся время (иногда необходимые настройки делают утилиты производителя) — отключите ноутбук от сети, поработайте несколько минут (данные о времени автономной работы появляются не сразу), а затем подведите указатель мыши к индикатору заряда батареи и задержите пока не появится подсказка с информацией об остатке заряда.

Читайте также:  Что такое eSIM и как работает?

Ошибки подключения

Еще одна причина, из-за которой могут оставаться холодными, ─ неправильное подключение элементов системы отопления. Самая грубой ошибкой считается соединение радиаторов с трубами, при котором подача воды осуществляется снизу. В этом случае секции нагреваются неравномерно, и часть ее остается холодной. Такое чаще всего характерно для бокового подключения. Что делать, чтобы поверхность радиаторов нагревалась равномерно, и в квартире стало тепло? Для этого нужно правильно соединить их с системой.

Слишком большое количество секций также может способствовать неравномерному прогреванию, поскольку циркуляция теплоносителя затруднена. Улучшить ее поможет специальный удлинитель, подключаемый к трубе, которая подает в батарею горячую воду.

Совет! Для равномерного прогревания радиаторов оптимальным вариантом является диагональное подключение, которое обеспечивает максимальную эффективность работы системы отопления.

Почему половина батареи холодная?

Часть батареи может оставаться холодной.

В данном случае рассматриваются следующие ситуации:

  • неправильное подключение радиатора;
  • недостаточно высокая температура теплоносителя;
  • наличие воздушных пробок и загрязнений внутри нагревательного элемента;
  • заужено сечение подающей трубы.

Когда радиатор подключен неправильно. Главной причиной, почему батарея наполовину холодная, может быть ее неправильное подключение. Согласно правилам монтажа нагревательного оборудования в контуре отопления, патрубок, подающий горячий теплоноситель, должен подключаться к верхней части батареи. Холодный патрубок или обратка, наоборот, к ее нижней части. Также читают: «Кронштейны для радиаторов«.

Чем это объяснить? Нужно учитывать законы физики и помнить, что горячая вода намного легче холодной, а потому находится в верхней части нагревательного прибора. Постепенно отдавая свою тепловую энергию окружающему воздуху, теплоноситель остывает. Его плотность, а значит и вес, увеличивается. Он опускается вниз. Именно потому часто половина батареи холодная, а половина – горячая.

В любом случае, если радиатор наполовину холодный, нужно обращаться за помощью к специалисту, а не пытаться решить проблему самостоятельно. Это может привести к порче оборудования, либо к травматизму.

Последствия неправильного подключения батареи к контуру.

Низкая температура теплоносителя. Монтаж нагревательного прибора выполнен правильно, но все равно половина батареи холодная. Что делать в таком случае? Очень часто, особенно при морозной погоде на улице, теплоноситель поступает в контур отопления недостаточно высокой температуры. Отдавая тепло нагревательному элементу, он полностью остывает. Именно потому создается эффект холодной радиатора снизу.

Загрязнения внутри нагревательного прибора. Мусор, ржавчина, как результат коррозии внутренней части контура отопления, могут привести к тому, что батареи наполовину холодные. Что делать в такой ситуации? Перед началом отопительного сезона, особенно если тепловая разводка организовывалась несколько десятилетий назад, необходимо прочищать радиаторы. Для этого вызывается слесарь из соответствующей службы и им выполняются все работы.

Хуже обстоят дела, если радиаторы не греют после начала отопительного сезона. В таком случае выводится из эксплуатации полностью стояк многоквартирного дома или контур отопления частного строения. Ведь удалить загрязнения из радиатора можно только тогда, когда в нем нет теплоносителя.

Пластиковый короб для труб отопления прекрасно вписывается в любой интерьер.

Разные приемы, как закрыть отопительные трубы вы найдете здесь.

Чтобы стравить воздух из батареи откройте кран Маевского и подставьте какой-нибудь сосуд.

Воздушные пробки. Они могут быть причиной, почему половина батареи холодная. Их наличие проверить легко, если подающая труба и обратка нагревательного элемента оснащены шаровыми кранами или терморегуляторами. Их просто перекрывают. Затем открывают верхний кран, в то время, когда нижний остается закрытым всего лишь 10-15 сек. Если в момент поступления теплоносителя слышны посторонние звуки и бульканье, внутри нагревательного элемента присутствует воздух. Он препятствует свободной циркуляции горячей воды, потому не греет половина батареи.

Решить проблему можно обычным стравливанием воздуха. Для этого отопительные приборы оснащаются краном Маевского или обычным краном в верхней своей части. Предварительно под запорный механизм устанавливается емкость для сбора горячей воды. Кран Маевского открывается и находится в таком положении до тех пор, пока весь воздух из прибора отопления не выйдет. Процесс сопровождается разбрызгиванием горячей воды под давлением. Именно потому рекомендуется кран накрыть тканью.

Что такое утеплитель для труб отопления и зачем он нужен?

О том, в каких ситуациях необходима герметизация труб отопления написано здесь.

Заужено сечение подающей трубы . Нагревательный элемент монтирован правильно, он новый и внутри нет воздуха, а батарея наполовину холодная. Причина: установлен терморегулятор или кран с зауженным проточным сечением. Что это значит? Через трубу с зауженным сечением в радиатор попадает в два раза меньше теплоносителя. Как результат, скорость перемещения воды в радиаторе уменьшается, следовательно, снижается и температура его поверхности.

Что необходимо сделать? Выполнить демонтаж кранов перед отопительным элементом. Перед выбором нового устройства обязательно проконсультировать у специалиста. Он должен рассчитать нужное сечение крана, которое не повлияет на перемещение теплоносителя в контуре.